Продолжаем нашу тему улучшения звучания инструментов эквалайзером - эквализации. Следующий диапазон - нижняя середина, находящаяся в районе от 200 Гц до 2 кГц.
Низкие гармоники практически всех музыкальных инструментов располагаются именно здесь. Срез частот до 300 Гц сможет устранить гул акустических инструментов, а если у вас этих частот, наоборот, маловато, их добавление у "акустики" поможет сделать тембр помягче (не всегда справедливо для гитары), а также сделать "потяжелее" электрогитару. Прибавление 200-300 Гц у основных вокальных партий также поможет добиться более тёплого звучания.
Если немного подрезать полосу 400 Гц у ударных, это может придать эффект большей "живости" низким составляющим ударной установки и прибавить объём тарелкам. А увеличение полосы 400 Гц у бас-гитары, а также у бэк-вокала поможет отчётливо слышать их в миксе даже при низком уровне звука (создаст эффект присутствия). В районе 700-900 Гц регулируется отчётливость басовой линии, прибавляется её сила, электрогитару, напротив, обычно здесь уменьшают (вплоть до 2кГц) - для создания более интересного звучания. Не стоит увлекаться поднятием уровня частот от 0.5 до 1 кГц во избежание эффекта глухой банки.
На частоте от 1.2 до 2 кГц также корректируется атака бас-гитары. Слишком сильное поднятие частот в диапазоне 1-2 кГц может придать эффект звенящей банки. Верхняя середина занимает диапазон от 2 до 4 кГц. Здесь, в районе 3 кГц, можно, например, сделать ярче атаку электрогитары, также возможно увеличить отчётливость таких звуков, как соприкосновение пальцев со струнами (особенно заметно при игре на басовых инструментах, т.к. струны толще). Но поднятием этой полосы лучше не увлекаться - обычно её, наоборот, понижают, когда для вокала не остаётся места, и он начинает звучать неразборчиво (в этом случае одновременно с подрезанием её у инструментов, у вокала ее, напротив, увеличивают). Уменьшение зоны 3 кГц для вокальных партий обычно производится в случае с бэк-вокалом, увеличение - для основного вокала (в зависимости от того, нужно ли его подтопить или, наоборот, выделить). Также в диапазоне 3-5 кГц редактируется атака акустических инструментов.
Следующий диапазон от 4 до 6 кГц - это нижний верх, также эту зону называют "присутствием". Именно здесь можно изменить эффект присутствия - дистанцию, то есть сделать партию "ближе" или "дальше". Поднятие этого участка (особенно в районе 5 кГц) создаст эффект более близкого расположения инструмента, понижение - звучание будет прозрачным, но по ощущениям "дальше". Так, для ритм-гитары обычно этот участок понижают, для соло-гитары - поднимают.
И наконец диапазон от 6 до 20 кГц - это самый что ни на есть "верх", получивший народное название "бриллианс" (от английского "brilliance" - блеск, яркость). Если этих частот недостаточно - звук будет ватный, если переизбыток - могут возникнуть неприятные шипящие (например у вокала) и клацающие (например у хэтов) звуки.
В диапазоне от 5 до 7 кГц можно усилить жёсткость синтетических басовых партий, увеличить чёткость вокала, устранить свистящие призвуки. Резкость акустических инструментов, а также электрогитары можно откорректировать в диапазоне 7 кГц. Также на этом участке можно отредактировать атаку низких ударных инструментов. В диапазоне от 10 до 15 кГц можно управлять прозрачностью партий акустических инструментов, вокала и электрогитары, а также тарелок (в случае с тарелками, прозрачностью управляют частоты от 12 до 15 кГц, а в районе 10 кГц можно отредактировать их жёсткость).
Управляя диапазоном от 15 кГц и выше, можно добиться лёгкости звучания у акустических и синтетических инструментов. Все, что выше 16 кГц, уже немузыкально - здесь находятся различные шумы, такие, как звуки ветра и пр.
Вот, в общем-то, и все на сегодня вопросы, ответы на которые не смогли бы уместиться в специально отведенном для этого уроке. Кто не знаком с основами инструментовки, предлагаем вам ознакомиться с нашим уроком.