Аранжировка (от франц. arranger - букв. - приводить в порядок). Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка".1) Переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим голосом, другим составом инструментов или голосов...2) Облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте...3) В эстрадной музыке - гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии...4) В джазе- способ закрепления общего замысла ансамблевой и оркестровой интерпретации и главный носитель стилевых качеств.
Это стандартное определение данного слова, которое имеет столько много трактовок. Еще аранжировку подразумевают как оркестровку или инструментовку. Хотя как для меня это разные понятия. Если инструментовка это переложение какого-либо нотного материала на различный состав ансамбля или оркестра, то аранжировка мелодии или песни включает определение формы, стиля произведения, состава инструментов и полную творческую свободу. Это собственно сочинение музыки. В прочим, инструментовка тоже не менее творческий процесс. Это их и обьеденяет.
Аранжировка на компьютере очень отличается от аранжировки для живого оркестра. И если при создании музыкальной аранжировки для оркестра, музыкальное произведение звучать будет хорошо, то не факт, что та же аранжировка прозвучит на виртуальных инструментах. На это есть много обьективных причин, которые мы будем рассматривать позже в наших уроках. Так что просто сделать аранжировку без определенных правил недостаточно. Этих правил нам и прийдется придерживаться, чтобы наша аранжировка звучала как надо.
В любом случае компьютерная аранжировка имеет больше технических и музыкальных возможностей. Компьютер позволяет делать не только качественные аранжировки, писать фонограммы, минуса, но и все, что только может позволить ваша творческая фантазия. Поэтому для творческих людей будет где применить весь их талант!
Аранжировка имеет свои законы и правила по которым она пишется. (Хотя есть некоторые известные композиции, которые написаны вопреки классическим законам музыки). Но... для того, чтобы писать вопреки правилам, надо эти правила знать! Иначе ничего хорошего у вас написать не получится...
Что должен уметь музыкант, чтобы создать музыку? Уметь и разбираться он должен во многом. В первую очередь, наверное, для написания аранжировки необходимо иметь идею будущей композиции. Без идеи вряд ли получится что-то толковое.
Аранжировщик, кроме того, должен уметь разбираться в фактуре произведения. То есть уметь правильно распределять группы инструментов, знать, что типично для саксофонов, что для медной группы, а что - для струнных. Этому можно научится почитав нужную литературу, а еще лучше прослушивая различную музыку и анализируя звучание инструментов.
Вообще, наверное самое главное и важное в написании музыки, это научиться анализировать музыку. Научиться прислушиваться к звучанию каждого инструмента, анализируя сколько инструментов играет в данной пьесе, какой тембр у каждого, какую функцию выполняет каждый инструмент и т.д.
Следующий важный вопрос - это знание гармонии, знание различных расположений аккордов, умение перегармонизовать мелодическую линию, досочинить, поменять расположение аккордов и т. д.
Помимо этого у аранжировщика должно быть развито чувство формы. Иногда бывает мелодия попадается не достаточно развитая и нужно уметь разнообразить мелодически и гармонически, развить данную тему в самостоятельное произведение. Возможно необходимо будет сочинить вступление, связки, коду, а иной раз - целый мелодический отрезок. То есть владеть композиторской техникой, полифоническим мышлением, уметь сочинить рифф, контрапункт и т.п. Все это требует творческой фантазии (идеи).
И на конец, аранжировщик должен разбираться в различных музыкальных направлениях и стилях. Изучить основные ритмические формулы разных танцевальных ритмов и уметь их модернизировать, разнообразить. Ориентироваться в различных строях, ключах.
Но не все так сложно и страшно, как может показаться и пусть вас музыкальные термины не пугают. Дело в том, что далеко не все люди с музыкальным образованием владеют всем выше перечисленным. Поэтому самым главным для нас пока остается умение анализировать музыку, терпение и настойчивость. О том как достичь всех премудростей аранжировщика и что нужно для этого делать, мы поговорим в последующих выпусках наших уроков. А также как убрать голос с фонограммы я охотно поделюсь с вами в уроке "Как вырезать вокал".
Вы можете заказать написание аранжировки у нас в разделе "Студия аранжировок".
С ув. Владимир.
(При копировании статьи, ссылка на сайт обязательна)